Цикл ридинг-групп и лекций
«Философия новой эпохи»
Цикл ридинг-групп
и лекций «Философия новой эпохи»
О проекте
Лекторий/ридинг-группа «Философия новой эпохи» посвящен фигурам, чья мысль предопределила и была предопределена трансформациями Модерна.

Что случилось с философией, которая столкнулась с кризисом собственной идентичности? Как произошел распад некогда единого здания Философии на множество философий? Как сочетать новое и изменчивое (в) философии с «вневременными истинами», поиском которых традиционно занимались мыслители?

Разбирая тексты известных и позабытых философов «новой эпохи» в рамках курса будет предложен прерывистый маршрут, координаты которого призваны помочь лучше ориентироваться в текущем философском процессе.

Встречи проходят по четвергам в 19-00. Вход 200₽.

23 мая 19-00
XXIII. Картезианство как модернизм: о странном месте Декарта в ландшафте современной философии


На финальной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» подведем итоги проделанного пути и обратимся к Рене Декарту в контексте вопроса о философском модернизме. Для современной мысли Декарт – фигура классика, сошедшая со страниц скучных учебников. Мало кто оспаривает его роль в истории философии, но еще меньше тех, кто готов водрузить его имя и опереться на его идеи в рамках актуальной мысли.

В рамках встречи разберемся, почему среди философов ХХ века встречаются в основном враги и критики Декарта; обратимся к загадке картезианского субъекта – философскому концепту, ставшему пугалом у «прогрессивных» мыслителей; проясним, почему модернистская чувственность берёт начало в трудах Декарта. В завершении разговора прочитаем и обсудим несколько страниц из работы «О белой теологии Декарта» Жан-Люка Мариона, одного из самых внимательных читателей Картезия в наши дни.

Вход 200 рублей

11 апреля 19-00
XXII. Голос, смех и слёзы: о некоторых навязчивых мотивах философии Джорджо Агамбена


На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» обсуждаем работы итальянского философа Джорджо Агамбена. Имя Агамбена ассоциируется с множеством тем: с исследованиями биополитики; с археологией понятий, прослеживающей, как теологические доктрины определяют горизонты современности; с философией литературы; с оригинальным прочтением Аристотеля и т.д. Но что скрепляет множество разрозненных сюжетов и авторов, с которыми работает итальянский философ? Есть ли в мысли Агамбена сквозные мотивы?

В рамках встречи обсудим основания философии Агамбена, то, как она связана с онтологией языка и проясним опасности, сопряженные с опытом речи. Для этого обратимся к работам разных лет и извлечем из них такие темы как голос, пределы языка, комедия как форма жизни и поговорим о философии как «высшей музыке». В завершение разговора прочитаем и обсудим несколько загадочных страниц из книги Агамбена «Пульчинелла, или Развлечения для детей».

Вход 200 рублей

21 марта 19-00
ХХI. Антагонизм: способ употребления. Версия Шанталь Муфф


На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» обсуждаем работы Шанталь Муфф, бельгийской исследовательницы, которая в своих трудах попыталась привить постструктурализм к марксистской политической философии. Основной темой её работ является понятие демократии, которому она стремится придать значение, существенно отличающееся от господствующих теорий демократии второй половины ХХ века. В рамках семинара разберемся с основными концептуальными решениями Муфф, проанализируем своеобразие её метода и прочитаем несколько страниц из её книги «Демократический парадокс».

Работы Муфф интересны тем, как в них переплетаются различные традиции мысли. В её текстах воплощаются самые неожиданные союзы: «Философские исследования» Людвига Витгенштейна позволяют понять заблуждения современных политических теоретиков; Жак Лакан помогает избавиться от идеологических шор либерализма; а Карл Шмитт оказывается помощником в деле демократического строительства.

Вход 200 рублей

29 февраля 19-00
XX. Сознание или мозг? Философия или нейронауки? Ответ Катрин Малабу


На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» обсуждаем работы Катрин Малабу и разбираемся с тем, как она предлагает выстраивать диалог между современной философией и нейронауками. Сквозная тема многих трудов Малабу – идея пластичности, которая служит мостом над пропастью между опытом свободы и детерминизмом. На встрече обсудим, что предлагает Малабу в работах «Будущее Гегеля», «Что нам делать с нашим мозгом?» и книге, написанной в соавторстве с Адрианом Джонстоном, посвященной конфликту между философией, психоанализом и нейронауками.

Последние годы философия сталкивается с вызовом быстро и успешно развивающийся нейробиологии и иных наук, маркированных модным ярлыком «нейро», что ставит перед лицом современного человека следующие вопросы. Какова связь между ментальной жизнью и работой мозга? В чем разница между «пластичностью» и «гибкостью» в жизни человека? Как повсеместное распространение нейроидеологии связано с «новым духом капитализма»? Наконец, почему ответы на эти вопросы Малабу предлагает искать у Гегеля?

Вход 200 рублей

1 февраля 19-00
XIX. Этика реального Аленки Зупанчич: от Лакана к Канту и обратно


На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» будет предложена реконструкция метода Зупанчич, будут рассмотрены её аргументы из работы «Этика реального: Кант, Лакан» (2000), а также обратимся к некоторым мотивам из её недавних трудов. К совместному прочтению и обсуждению будут предложены несколько страниц из статьи «О любви как комедии», в которой искусство комического рассматривается как основа философского мышления.

Аленка Зупанчич – словенский философ, представительница Люблянской школы психоанализа. Хотя работы Зупанчич пребывают в тени славы её старшего товарища Славоя Жижека, ряд её исследований оказал и продолжает оказывать значительное влияние на современную критическую теорию. Предмет её интересов обширен. Отталкиваясь от психоанализа Жака Лакана, в своих книгах Зупанчич осуществляет оригинальное прочтение философии И. Канта и Ф. Ницше, предлагает неожиданную интерпретацию древнегреческих трагедий и выявляет субверсивное значение современной комедии. В основе столь разнообразных исследований – парадоксы этики.

Вход 100 рублей

28 декабря 2023 19-00
XVIII. Этика ненасилия Джудит Батлер


На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» речь пойдет об этическом повороте в поздних работах Джудит Батлер. В частности, будет рассмотрен вопрос о том, как насилие связано с системой неравенства и с проблемой неравномерной оплакиваемости. К совместному прочтению и обсуждению будут предложены несколько страниц из книги «Сила ненасилия».

Джудит Батлер – одна из ведущих представительниц современной критической теории. Свой путь в философии Батлер начала с оригинальной интерпретации философии Гегеля, прояснив её влияние на современную французскую мысль. Сквозной мотив исследований Батлер на протяжении нескольких десятилетий – проблема отношений субъекта и власти: где искать истоки подчинения, как формируется опыт подавление и смирения, каковы последствия вытеснения насилия? В своей недавней работе «Сила ненасилия» (2020) Батлер связала воедино многие темы своей моральной и политической философии, обратившись к одному из самых сложных вопросов этих дисциплин: что такое ненасилие и как оно возможно в современных условиях?

Вход 100 рублей

7 декабря 2023 в 19-00
XVII. Ханна Арендт: современность в зеркале истории философии


На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» речь пойдет о социально-политической философии Ханны Арендт. Основные её идеи будут рассмотрены сквозь призму её последнего незавершенн ого труда «Жизнь ума» (1971-1978), а к совместному прочтению и обсуждению будут предложены несколько страниц из её классической книги «Vita Activa, или О деятельной жизни» (1958).

Ханна Арендт по праву входит в число самых влиятельных философов ХХ века. Ученица Мартина Хайдеггера, близкий друг и интеллектуальный собеседник Карла Ясперса, автор скандальной книги «Банальность зла», влиятельный политический теоретик, ссылаться на которого в академических исследованиях, правило хорошего тона. Иными словами, Арендт многолика, но за всем множеством её талантов есть риск упустить главное – её философию. Осознать масштаб Ханны Арендт как философа и понять особенности её метода лучше всего позволяют те труды, в которых история философии становится основой для размышлений о современности, её этических, политических и социальных проблемах.

Вход 100 рублей

23 ноября 2023 19-00
XVI. Симона Вейль: вызов философии и требование жизни


На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» речь пойдет о философии Симоны Вейль, а точкой входа в неё послужит работа «Личность и священное». Эта статья, написанная в январе 1943 года незадолго до смерти Вейль, воплощает опыт постановки предельного вопроса: о человеческой жизни, её достоинстве, смысле, социально-политическом значении. Ответ, предложенный Вейль, вызывает как недоумение, растерянность и возмущение, так и вдохновляет некоторых современных мыслителей на развитие интуиций Вейль (например, в трудах Джорджо Агамбена).образом человек оказывается всегда-уже готовым откликнуться на звучащий призыв-приказ?

Когда в 1943 году Симона Вейль скончалась в возрасте 34 лет, лишь очень незначительный круг её друзей осознавал масштаб её мысли. Посмертное издание неопубликованных работ Вейль привело к тому, что к концу 60-х годов на волне протестных движений она становится символом философа-бунтаря. Вейль покорила читателей тем, что для нее не было проблемы разделения на жизнь и теорию – её интеллектуальный труд шел рука об руку с жизненным опытом. Однако популярность у читателей неизменно сопровождается озадаченностью – как в мысли Вейль сочетаются самые противоречивые мотивы?

Вход 100 рублей

2 ноября 2023 в 19-00
XV. Урок о школе Луи Альтюссера


Что происходит с человеком, если, идя по улице, он внезапно слышит раздающийся из-за спины оклик: «Эй, ты!» или «Эй, вы, там»? В философии Луи Альтюссера эта жизненная и знакомая каждому зарисовка служит иллюстрацией базового механизма власти, благодаря которому каждый становится субъектом идеологии. Но каким образом человек оказывается всегда-уже готовым откликнуться на звучащий призыв-приказ?

В своих трудах Луи Альтюссер пытался прояснить связь между большой теорией и повседневной практикой. Для этого он часто обращался к опытам, понятным каждому: от встречи с произведением искусства до похода в школу. На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» поговорим об особенностям философии Альтюссера, проясним понятие интерпелляции и прочитаем вместе несколько страниц из его классической работы об идеологических аппаратах государства.

Вход 100 рублей

25 марта 2023 17-00
XIV. Жак Лакан: философия и психоанализ


На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» речь пойдет о значении Лакана для современной философии, а к совместному прочтению будут предложены несколько страниц из его знаменитого «Семинара».

Мысль Лакана – возможно, наиболее яркий пример парадокса, согласно которому популярность идет рука об руку с радикальным не(до)пониманием. Как работать с наследием французского психоаналитика философам? Почему психоанализ, который дистанцируется от философских вопросов, по меньшей мере, подозрителен? Что общего между Лаканом и Гегелем?

Связь между психоанализом и философией не была очевидна с момента рождения детища Фрейда. Возникнув в пространстве медицинской практики, оперативно проявив свою активность на поле исследований искусства, став органичной частью разговора о кризисе культуры – лишь после этих движений психоанализ обрёл статус знания, который изменил конфигурацию современной философии. Одной из ключевых фигур в этом процессе является Жак Лакан.

Вход 100 рублей

18 февраля 2023 17-00
XIII. Французское ницшеанство: случай Мишеля Фуко


На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» речь пойдет о ницшеанских истоках философского проекта Мишеля Фуко. Будут рассмотрены вопросы: в какой мере его версия ницшеанства может считаться аутентичной? и возможно ли быть верным мысли Ницше в принципе? К совместному прочтению и обсуждению будет предложен фрагмент статьи Фуко «Ницше, генеалогия, история» (1971).

Что делать с философией Фридриха Ницше? Этот вопрос оказался особенно острым по следам трагических событий первой половины ХХ века. Один из самых тонких и оригинальных опытов перепрочтения наследия Ницше был предложен во Франции. Еще в 30-е годы круг мыслителей вокруг Жоржа Батая попытался показать невозможность приписать мысль Ницше к актуальной политике. Однако именно послевоенные мыслители в 60-70-е годы радикально изменили представление о немецком философе. Ключевой фигурой этих процессов и был Мишель Фуко.

Вход 100 рублей

28 января 2023 17-00
XII. Жак Деррида: урок чтения для начинающих


На рубеже 90-00-х годов Жак Деррида был самым известным и влиятельным континентальным философом. С его работами приходилось считаться лингвистам, психоаналитикам, политическим теоретикам, историкам философии и многим другим представителям социально-гуманитарных наук. Однако последние 10-15 лет имя Деррида предано если не забвению, то стратегическому умолчанию. Если иных представителей French theory взяли попутчиками «новых онтологий», «спекулятивных реалистов» и «объектно-ориентированных философий», то Деррида повезло меньше всего.

На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» речь пойдет о том, почему именно сегодня необходимо вернуться к наследию Жака Деррида. Во многом именно пропущенные и неусвоенные уроки деконструкции препятствуют пониманию ограниченности и тупиковости многих модных интеллектуальных направлений. Для совместного обсуждения будут предложены фрагменты классической работы Деррида «Différance» («Различание»).

Вход 100 рублей

19 ноября 2022 17-00
XI. Славой Жижек и уроки диалектики


Славой Жижек – поп-философ, который знает массу скабрезных анекдотов, которые он тасует из книги в книгу. Славой Жижек – знаток творчества Альфреда Хичкока и современной голливудской продукции, увиденных глазами Жака Лакана. Славой Жижек – человек-мем, герой клипов поп-исполнителей, суровая маска постсовременной эпохи.

Эти и многие иные ярлыки давно закрепились за словенским философом. Хотя каждый из них верен, феномен Жижека ими не исчерпывается. В частности, редко говорят о том, что именно Жижек является одним из самых оригинальных читателей текстов Гегеля, Шеллинга, Фихте и др. На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» речь пойдет о Жижеке как гегельянце. К совместному прочтению будут предложены несколько страниц из его книги «Щекотливый субъект. Отсутствующий центр политической онтологии».

Вход 100 рублей

5 ноября 2022 17-00
X. Философия события Алена Бадью


На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» речь пойдет об основных элементах в мысли Алена Бадью. Что общего между открытием в математике, поэтическим жестом, революцией и любовной встречей? Отвечая на этот и иные вопросы, к обсуждению будут предложены избранные места из работ Бадью, призванные прояснить понятие «события» и ценность философского вопрошания в век, утративший вкус к истине.

В конце ХХ века Алену Бадью удалось осуществить то, на что большинство философов перестали посягать. Он перевёл меланхолический вопрос «возможна ли сегодня философия?» на язык прагматической задачи: «при каких условиях философия сегодня возможна?». Возвращая философии ценность систематического мышления, Бадью предложил оригинальную философию события, эхо которой отзывается в работах самых разных современных мыслителей: от Славоя Жижека до Квентина Мейясу. Как это стало возможно в век, когда акции философии почти полностью обесценились?

Вход 100 рублей

1 октября 2022 17-00
IX. Жак Рансьер и возвращение демократической чувственности


Слово «демократия» пообтесалось в таком количество ртов, что давно уже представляет собой даже не ругательство, а высочайший образец пустословия. Требование «демократизации» не только в политике, но и в искусстве – один из смертных грехов современной эпохи, судорожно цепляющейся за различия, иерархии, властные инстанции. Возможно ли вернуть этому слову смысл – как теоретический, так и практический?

Жак Рансьер – «одинокий волк» в пространстве французской философии последних десятилетий – на протяжении более чем полувека ведет непримиримую борьбу со всеми формами антидемократического мышления, поведения, чувственности.
На очередной встрече семинара/ридинг-группы «Философия новой эпохи» речь пойдет о базовых понятиях мысли Рансьера. Особое внимание будет уделено ценности несогласия – категории, необходимой для понимания вопросов не только политики, но и эстетики.

К совместному прочтению и разбору будут предложены несколько фрагментов из его главного труда Рансьера «Несогласие. Политика и философия» (1995), работы, после которой покой политической философии был безвозвратно нарушен.

Вход 100 рублей

14 мая 2022 17-00
VIII. Куда приводит ничто?
Морис Бланшо и призраки Гегеля


Морис Бланшо – одна и самых загадочных фигур на карте философии ХХ века. Не будучи академическим философом, а писателем, эссеистом и литературным критиком, Бланшо удалось оказать фундаментальное влияние на ключевых послевоенных французских мыслителей. Близкий друг Жоржа Батая и Эммануэля Левинаса, кумир Мишеля Фуко и Жака Деррида, последовательный оппонент Жан-Поля Сартра… Однако все эти имена лишь отбрасывают тени на и без того тёмного мыслителя, чьи работы порой игнорируются в силу их предельной герметичности.

На очередной встрече лектория «Философия новой эпохи» Морис Бланшо будет представлен как философ, чья эволюция взглядов оказалась во многом предопределена событием Второй мировой войны. В отличие от Сартра, для которого военный опыт послужил перерождения в ангажированного мыслителя, Бланшо выбрал противоположную стратегию, попытавшись растворить свою личность в пространстве письма. К чему это привело, и какую роль здесь сыграл Гегель – об этом и пойдет речь на встрече, а к разбору будут предложены несколько страниц его программной работы «Литература и право на смерть» (1948).

Вход 100 рублей

16 апреля 2022 17-00
VII. Куда делся человек? Ответ Жан-Поля Сартра


Вряд ли с именем Жан-Поля Сартра в современной философии связывают большие надежды. Этот экзистенциалист-гуманист совсем не вписывается в ландшафт модных теорий, где на первый план выходят нечеловеческие акторы, новые технологии и множественные субъективности-сборки. Бывший когда-то ведущим западным интеллектуалом Сартр быстро обрел статус скучного классика, пыль на книгах которого копится уже не первый год. Но насколько справедлив подобный образ?

На очередной встрече лектория с Олегом Горяиновым мысль Сартра будет представлена не только как важная веха из истории философии прошлого столетия, но как актуальный ресурс, позволяющий лучше понять катастрофизм дня сегодняшнего. К совместному разбору будут предложены несколько страниц из его программной работы «Проблемы метода» (1957), прочтение которых позволит лучше понять: почему слово «человек» оказалось дискредитировано в умах столь многих людей и к чему это приводит.

Вход 100 рублей

26 марта 2022 17-00
Встреча VI. Тезисы «О понятии истории» Вальтера Беньямина


Вальтер Беньямин хорошо известен как теоретик искусства. Его работы по истории фотографии и актуальном значении барочной драмы, его анализ произведений искусства в эпоху технической воспроизводимости и туманные рассуждения об «ауре» и её утрате – всё это давно стало «общим местом» критической теории. Однако начинал свой интеллектуальный маршрут Беньямин как философ, творчество которого воплотило не самый очевидный маршрут – от Канта до Маркса.

На очередной встрече лектория «Философия новой эпохи» речь пойдет о философии истории Беньямина, контуры которой он наметил в одном из последних своих текстов – в тезисах «О понятии истории» (1940). Какие предостережения немецкого философа остались не услышаны и какие интуиции проявили сегодня актуальное значение – разберемся в процессе совместного прочтения этой работы Беньямина.

Вход 100 рублей

19 февраля 2022 17-00
V. «Антиномии буржуазного мышления»: урок практической философии Дьёрдя Лукача


Удалось ли Дьёрдю Лукачу, ученику ведущих философов-неокантианцев, преодолеть буржуазность собственного мышления – попробуем разобраться вместе с Олегом Горяиновым на пятой встрече «Философии новой эпохи». Предметом обсуждения станет самый известный труд Лукача «История и классовое сознание», а для совместного чтения будет предложен фрагмент главы «Антиномии буржуазного мышления». На этих страницах решается ключевой вопрос современной философии: способна ли мысль перейти от созерцательной позиции к практической?

Вход 100 рублей

29 января 2022 17-00
Встреча IV. Нищета величия и блёстки «Чёрных тетрадей»: как Мартин Хайдеггер нанёс ответный удар


Сторонники, противники и даже равнодушные к фигуре Мартина Хайдеггера солидарны в одном – философский ландшафт ХХ века без него не представим. Дальше уже начинаются споры, является ли роль немецкого философа конструктивной или деструктивной? Можно ли считать его современным философом, открывающим новые горизонты мысли, или, напротив, реакционным «мудрецом», испугавшимся модернизации? Реально ли отделить фигуру оригинального философа от фигуры провинциала, симпатизировавшего нацистам? Наконец, возможна ли современная философия, которая не была бы заражена хайдеггерианской мыслью?

Разговоры о Хайдеггере всегда были отяжелены подобными вопросами, но ситуация интенсифицировалась в XXI веке после публикации «Чёрных тетрадей». Нескончаемая череда книг, статей, сборников, призванных защитить или очернить имя немецкого философа, обрушилась на читателя. Что со всем этим делать? А главное, что делать с Хайдеггером и его наследием, ставшим источником одного из главных философских «скандалов» последних лет?

На четвёртой встрече лектория «Философия новой эпохи» речь пойдет о Мартине Хайдеггере не как об архивной фигуре, принадлежащей истории ХХ века, а как о философе «наших» дней. Для этого будет предложено чтение некоторых страниц из «Чёрных тетрадей», что позволит показать: исключительность Хайдеггера – не противоречит его вульгарной типичности.

Вход 100 рублей

11 декабря 2021 17-00
III. Эпоха ἐποχή: Эдмунд Гуссерль и рождение феноменологии


В борьбе за звание самой влиятельной и авторитетной философской школы ХХ века регулярно победителями выходят феноменологи. Однако за кажущимся единством, что скрывается под название «феноменология», в действительности обнаруживаются самые разные, подчас противостоящие друг другу силы. Если и есть общий знаменатель у множества ответвлений этой философской школы, то имя ему Эдмунд Гуссерль. Какую революцию произвел немецкий философ на рубеже XIX-XX столетий, и какие она имеет последствия для современной философии?

На третьей встрече лектория «Философия новой эпохи» будет предложено введение в феноменологический метод Эдмунда Гуссерля. Для этого отправной точкой послужат не только его классические труды, но и к совместному прочтению будет предложено малоизвестное письмо Гуссерля немецкому писателю и драматургу Гуго фон Гофмансталю. Этот неакадемический текст позволит проследить за мыслью философа, которая указывает на свою близость к художественному опыту.

Вход 100 рублей

20 ноября 2021 17:00
II. Витализм и его последствия: ловушка Анри Бергсона


Вместе с философом Олегом Горяиновым предпримем попытку прояснить значение Бергсона для современной философии. Отправной точкой послужат положения его второй крупной работы «Материя и память. Очерк взаимосвязи тела и духа» (1896). Этот трактат предлагает оригинальное решение традиционного философского вопроса – как соотносятся дух и тело? А также страницы именной этой книги послужили отправной точкой для проницательного и важного эссе Квентина Мейясу «Вычитание и сокращение» (2007) о философии Жиля Делёза.

Вход 100 рублей

9 октября 2021 17:00
I. «Тёмная ночь философии»: Фейербах и трудности перевода


Героем первой встречи курса станет Людвиг Фейербах, почти позабытый философ, который концептуально подвел черту между «тогда» и «сейчас». Отголоски этого «сейчас» звучат в текстах самых актуальных философов наших дней, однако не всегда скрытая в этом эхе проблематика очевидна для (по)читателей модных философских течений.

На встрече будет предложен к рассмотрению программный текст Фейербаха «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).

Вход 100 рублей
Лектор
Олег Горяинов